
"Отель Артемида": великолепная Фостер на фоне фантастических 80-х

В прокате — «Отель Артемида», фантастическая антиутопия, которую просто нельзя пропустить из-за исполнительницы главной роли — Джоди Фостер.
Джоди Фостер следит за чистотой своей репутации. Она, может, единственный большой актер последних десятилетий, в фильмографии которого вообще нет безделушек, одни монументальные образы, которые в сознание зрителя впечатываются намертво. Поэтому само её появление на афише «Артемиды» опытного зрителя должно заставить обратить внимание на фильм.
Хотя ничего больше не заставляет. Режиссерский дебют сценариста «Миссии» и «Железного человека» Дрю Пирса. Фантастическая антиутопия, и весьма шаблонная в плане сюжета: Лос-Анджелес будущего залит кровью и полыхает в огне, воды и света нет, на улицах беспорядки, городом правит мафия, которая воюет с полицией. Единственное укромное место — бывший отель, переоборудованный под госпиталь, где криминалитет может себя подлатать. Главное драматическое событие – прорыв в этот укромный угол общего бардака.
Более того — дебютант Пирс вполне нагло использует актеров. Они ему нужны только как стилистические элементы. Фостер и исполнитель роли главного антагониста, Джефф Голдблюм, для него только физиономии, крепко связанные с определенным временем — восьмидесятыми. Перед этой эпохой он здесь расшаркивается, как теперь стало модно делать. Неоновые всполохи, синтезаторные шумы, вечный мрак, много крови, эффектные громилы за каждым углом, сексапильные красотки со скальпелями в чулках. Такой усредненный «Бегущий по лезвию бритвы» вперемежку с «Лицом со шрамом». В меру эстетский — для чего к делу в качестве оператора привлекли Чон Джон-хуна, соавтора «Олдбоя» и «Сочувствия госпоже месть».
Голдблюм — да, фигура из восьмидесятых. Его седые кудри и повадки ослика Иа автоматически отправляют зрителя в старые добрые времена «Мухи» и «Парка Юрского периода». Его лучшие годы именно там. Фостер же — крепкий орешек, у нее в арсенале не две и не три всем известные роли. Она — и «Таксист» Скорсезе, и «Молчание ягнят», и «Багси Мэлоун», и «Алиса здесь больше не живет». Она, в конце концов, уже сто раз доказала, что является не просто актрисой, а чем-то много большим для современного общества. Снимает действительно великие фильмы как режиссер, активнее прочих выступает как общественный деятель (вряд ли кто-то сделал для жертв преступлений больше, чем Фостер, открыто признавшаяся, что в течение многих лет ее преследовал маньяк, и научившая многих бороться со страхами и травмами).

Фото: официальная страница в Facebook
Надо быть Скорсезе, чтобы такую фигуру приручить и заставить существовать на экране скромно, без претензий и сверхзадач. Пирс — ни разу не Скорсезе (а еще не Скотт и не ДеПальма, и даже не Рефн). Фостер легко и, судя по всему, незаметно для режиссера просто взяла штурвал в свои руки. И превратила «Отель» в свой персональный бенефис. Любая другая актриса бы в такой ситуации опозорилась, получился бы инстаграм звезды, сеанс самолюбования. Фостер — с режиссерской закалкой — полтора часа остаётся на коне. Отважно играет не спасительницу, а завязавшую алкоголичку на вечной грани истерики. Не боится существовать на крупных планах без всяких фильтров и грима, в смешные пятьдесят пять лет гордо шагает по экрану с опухшими веками, взъерошенной седой шевелюрой, приплясывая под плеер, скрипя бабушачьими туфельками. Строит роль так, как того требует её художественное чутье, плюёт на режиссерские концепции и разработки. Там, где прочие бы честно вздохнули и пустили скупую слезу — взвинчивает себя до истерики. Сцены панических атак играет с невероятной (ну, и объяснимой — см. выше) достоверностью. Четко знает, что заслужила за четыре десятка лет право самой решать, какой быть ее героине. Ни в «Резне» Поланского, ни в собственном «Бобре», ни в какой другой редкой ленте последних лет, снятой с участием Фостер, такого не увидишь. Да и вообще, скажем честно, подобное зрелище — редчайшее явление природы.
«Артемиду» стоит смотреть не потому, что это симпатичный и кокетливый фильмец. Её нужно видеть, чтобы убедиться: есть такие актеры, которые своим существованием на экране оправдают любую туфту.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47